Фрагмент для ознакомления
2
1. Рассмотреть понятия: проект, проектирование, социокультурное проектирование
Проект представляет собой идеальное видение финишных итогов деятельности, идеальное описание определенной социальной услуги. Направленность проекта - достижение определенной цели.
В зависимости от цели, средств организационного характера, которые применяют организатора, проекты делятся на:
1) Проекты бизнеса. Здесь применяются средства деловой организации. Целью таких проектов является получение прибыли, организация коммерческих социальных проектов.
2) Проекты, которым присущ политический характер. Здесь имеется в виду создание законодательных актов, обеспечивающих прозрачность функционирования компаний;
3) Проекты социального характера. Это проекты, нацеленные на улучшение ситуации в образовании, медицине, экологической среде, социальная помощь детям, социально незащищенным слоям граждан, на профилактику безнадзорности и социально значимых болезней, защиту прав населения. Данные проекты нацелены на сохранение ценностей культуры, ценностных отношений .
Проектирование представляет собой последовательное создание, описание и анализ того, каким должно быть что-либо. Проектирование включается в логическую цепочку работы над проектом:
1) Проектная цель определяется.
2) Идея разрабатывается, описывается
3) Проект реализуется.
Проектирование решает три задачи:
1) Дает возможность составлять план действий при реализации проекта.
2) Дает возможность составлять бюджет проекта.
3) Аргументирует смету расходов и сроки проекта.
По своей структуре организации проекты могут являться постоянными или разовыми. Про ценности культуры проекты могут быть идеально-концептуальными, организационными.
Формирование социокультурных проектов дает возможность:
1) Получить поддержку в виде финансов и ресурсов органов со стороны государства, спонсоров, деловых партнеров;
2) Принимать участие в конкурсах на получение грантов;
3) Улучшить работу управления деятельностью общественной организации при помощи четкого распределения обязанностей и ответственности;
4) Улучшить уровень эффективности использования имеющихся ресурсов.
Проектирование с социокультурном пространстве сегодня является важным элементом учебно-воспитательного и образовательного процесса. Направленная на отдельную независимую деятельность молодежи, проектирование дает возможность развивать критическое мышление.
В основе проектирования – познавательные интересы детей и подростков, способность их самостоятельно получить и применять новые знания, быть направленным на получение информации, проявление компетенции в темах, которые связаны с темой проекта .
Социокультурное проектирование является элементом структуры «продуктивного обучения» - нестандартного способа организации внеурочного времени, который направлен на оказание индивидуальной помощи подростку в его личностном и профессиональном самоопределении. Оно направляет на формирование творческих, информационных, социальных, исследовательских, игровых, индивидуальных, коллективных и других проектов.
Итак, социокультурное проектирование представляет собой в том числе и специфическую технологию, которая есть конструктивная и творческая деятельность, сущность которой заключена в аналие проблем и конкретизации причин и формирования, выработке целей и задач, которые описывают желаемое состояние объекта или сферы проектной деятельности, разработке путей и средств достижения намеченных целей.
Объектом социокультурного проектирования является сложное образование, которое включает в себя два элемента:
1)Общество;
2) Культура.
Конфликт между реальной картиной и идеальными образами проектировщика о норме (которая задается определенными культурами и обществом) – это проблемная область формирования и реализации проектов в социальной и культурной области.
Проект – это способ сохранения, реабилитации явлений социума, феноменов культуры, которые соответствуют сформированным нормам.
Одновременно с этим следует сказать о потенциальном многообразиии проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что связывается с разными представлениями об идеальном состоянии культуры и общества, которые зависят от ценностей проектировщика, его трактовки культуры и общества, от вариантов способов воссоздания социальной и культурной целостности.
Поэтому основными целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
1) Формирование условий для развития объекта общества и культуры в основных областях его функционирования при помощи оптимизации его связей с социально-культурной средой, разрешения проблем или сведения их минимуму, активизации культурной сферы в адекватном для жизни состоянии.
2) Обеспечение комфортных условий для саморазвития культурной сферы при помощи активации механизмов самоорганизации, осмысленной комбинации и поддержки исторически сформировавшихся и новых социально-культурных технологий, явлений.
Задачи проектной деятельности:
1) Анализ ситуации, диагностика проблем со всех сторон, четкая конкретизация источника проблем, и специфики;
2) Поиск и формирование возможных способов решения рассматриваемой проблемы на индивидуальном и социальном уровне с принятием имеющихся ресурсов, оценка последствий реализации каждого из вариантов.
3) Выбор наиболее эффективного решения и его оформление в виде проекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баландина, Г. А. Основы социально-культурного проектирования [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Баландина ; Министерство культуры Российской Федерации, Пермский государственный институт культуры. – 2-е изд. – Пермь : ПГИК, 2016. – 122 с.
2) Бессонова, Ю. А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов-магистров / Ю. А. Бессонова, О. В. Степанченко. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 159, [6] с.
3) Гранты в области культуры https://grants.culture.ru/grants/ (дата обращения 02.09.2020)
4) Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры [Текст] : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова ; Санкт-Петербургский филиал гос. ун-та. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 496 с.
5) Красносельский, С. А. Основы проектирования [Текст] : учеб. пособие / С. А. Красносельский. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 232 с.
6) Управление социальным проектированием [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практич. занятий / Сиб. федерал. ун-т ; сост. Е. Л. Соколова. – Красноярск : СФУ, 2013. – 30 с